«Союзники дорого стоят, и по большей части они ненадежны...»
Сергей Караганов
Одним из важнейших итогов продолжающегося визита президента России Владимира Путина в Индию вроде бы обещало стать окончательное соглашение о передаче флоту этой страны в лизинг сроком на 10 лет российской ударной атомной подводной лодки третьего поколения проекта 971 (типа «Щука-Б», Akula-1 в классификации НАТО). Первым об этом сообщило американское издание Bloomberg.
Но эти сведения тут же частично опровергли в Дели. Подтвердив главное: на самом деле Россия и Индия на этот счет уже якобы полностью договорились еще в 2019 году. Поэтому никакого нового соглашения и не требуется.
А саму модернизированную под их требования «Щуку» индийские военные моряки ожидают из России в 2028 году. Об этом сообщила India Today со ссылкой на источник в правительстве своей страны.
На кону Су-57 и С-500: Моди во время визита Путина в Индию сделает предложение, от которого будет трудно отказаться
Если Кремль согласится, значит там уверены: на Украине завтра наступит мир. А если нет — значит, валюта нам нужна так, что придется продавать новейшее оружие
Сразу отметим: особой новости ни в первом варианте, ни во втором — никакой. Разве что чуть яснее становятся временные рамки этой давней крупной оружейной сделки. Потому что в действительности тема скорой передачи индийцам нашей «Щуки» служила предметом дипломатических контактов с Москвой и Дели как минимум с октября 2016 года.
Именно тогда за рубежом появились первые сведения, что в Индии крайне заинтересованы в получении от России еще одного достаточно современного подводного ракетного атомохода. Малую шумность которого и связанные с нее трудности обнаружения в океане признают даже в США.
«Еще одного» — это вовсе не оговорка. Потому что уже тогда, в 2016-м, в составе ВМС Индии под именем S 71 «Чакра» выполняла задачи другая точно такая же наша «Щука». Которая прежде на российском флоте носила наименование К-152 «Нерпа».
Но точно в такой же лизинг и тоже ровно на десятилетие была передана индийцам еще 23 января 2012 года. За сумму примерно в два миллиарда долларов.
Обратите особое внимание вот на что: нашим партнерам давно хотелось иметь у себя как минимум два таких подводных атомных ракетоносца. К чему, если даже на любом из них можно было бы отлично тренировать собственных индийских моряков-подводников?
Дело в том, что Индия примерно с 1985 года предпринимает огромные усилия по созданию собственного атомного ракетоносного подводного флота. Но это дело, судя по всему, продвигается у них с немалыми трудностями.
В 1998 году индийцы с нашей конструкторской и технической помощью на берегах Бенгальского залива начали строительство собственной головной субмарины с ядерным двигателем и 12 баллистическими ракетами типа K-15 Sagarika (дальность стрельбы до 700 километров). АПЛ получила имя INS Arihant (в переводе с хинди — «Истребитель врагов).
В основе проекта — советская еще многоцелевая атомная подводная лодка проекта 670 «Скат». Строительство таковых для ВМФ СССР наша страна завершила полвека назад. Но одну из последних таких наших субмарин (К-43) с восемью противокорабельными крылатыми ракетами П-70 комплекса «Аметист» для ускорения процесса строительства атомоходов в Индии и обучения первых экипажей мы передали этой стране в лизинг на три года в конце 80-х годов. То есть — до 1992 года.
Однако, несмотря даже на столь беспрецедентно дружественный шаг Москвы, у партнеров начались тяжкие технологические проблемы с ядерными реакторами. Поэтому Arihant они спустили на воду только в 2009-м. А к ходовым испытаниям приступили лишь еще пятилетие спустя. В строй эта лодка вступила в 2016 году.
Сейчас почти готов к включению в боевой состав ВМС Индии второй такой же подводный корабль, названный INS Arighat. В перспективе, как утверждают, он может быть перевооружен на новые баллистические ракеты с дальностью пуска до 3500 тысяч километров.
Однако даже два атомных подводных ракетоносца — этого крайне недостаточно, чтобы надежно обеспечивать постоянное боевое дежурство хотя бы одного из них в океане. А именно так стоит вопрос в любом государстве, флот которого имеет свои атомоходы. Вероятно, чтобы выпутаться из этой проблемы, индийцы и задумали с помощью России за огромные деньги и в дополнение к «Истребителям врагов» на время обзавестись еще парой наших «Щук».
Только ничего у них с этим не вышло. «Нерпу» индийцы нам вынужденно вернули в июне 2021 года, еще до истечения срока лизинга. Потому что на ней случилась такая авария, что сами хозяева корабля на тот период справиться с ее последствиями не смогли.
Причиной стало ЧП, случившееся в апреле 2020 года, когда в носовой части арендованной субмарины между легким и прочным ее корпусами произошел взрыв баллона воздуха высокого давления. Герметичность корабля была критически нарушена. Кроме того, пострадало гидроакустические и радиоэлектронное оборудование.
«Чакру-2» (она же К-152 «Нерпа») кое-как подлатали. И предложили Москве самостоятельно переправить во Владивосток. Поскольку за безопасность этого дела в Индии поручиться не рискнули.
Для буксировки и сопровождения аварийной субмарины российскому Тихоокеанскому флоту пришлось снаряжать целый аварийно-спасательный отряд. В составе двух буксиров, водолазного судна и танкера.
С их помощью лодка, снова ставшая «Нерпой», с горем пополам и дотащилась до СРЗ «Звезда» в Большом Камне. Долго решали: как с нею быть дальше? Но в апреле 2022 года стало известно, что с лодки выгрузили ядерное топливо. Стало быть — впереди утилизация.
Драго Боснич: Боевое крещение Су-30СМ2 закончилось катастрофой для Patriot
Новый российский истребитель загнал в тупик не только командование ВСУ, но и генералов НАТО
Однако в Дели не оставили мечты подкрепить свою оборону с помощью России. Поэтому к 2019 году предложили Москве еще одну подобную сделку. На сумму, значительно большую прежней - 3,3 миллиарда долларов.
С чего так взлетела цена на лизинг? Как вскоре выяснилось, индийцы вознамерились получить от нас не просто еще одну атомную субмарину. Они завели речь об одной из только-только пошедших у нас в серию многоцелевых атомных подводных ракетных крейсерах проекта 885 типа «Ясень».
Но у России у самой к тому времени было спущено на воду всего два таких современнейших и очень грозных корабля — К-560 «Северодвинск» и К-561 «Казань». Естественно, ни с одним из них Москва не согласилась расставаться ни за какие коврижки.
Впрочем, имелась и еще одна веская причина не идти навстречу индийцам в их запросе на «Ясени».
Как стало известно, имея в почти полном своем распоряжении нашу «Нерпу», наши слишком «многовекторные» в тот период партнеры вдруг решили пригласить на ее борт американских специалистов. Которым, как в 2017 году утверждало штатовское издание Strategy Page, показали все, что их интересовало.
Естественно — в целях совершенствования системы противолодочной обороны ВМС США. И не против индийских, а против российских «Щук». Которых и по сей день немало в составе российских Северного и Тихоокеанского флотов.
Таким образом, возникли подозрения, что такая же участь могла бы постичь и любой из «Ясеней», если бы Москва внезапно решилась бы на временную передачу индийцам и такой лодки. Хотя и за на самом деле совершенно сумасшедшие деньги.
В итоге компромиссным стало такое решение: цена нового лизинга для Дели снижается более чем в полтора раза. До той же пары миллиардов долларов, что мы в свое время получили за фактически угробленную «Нерпу». Взамен Россия обязалась к 2028 году передать партнерам другую лодку того же проекта 971.
Стороны сошлись на том, что это будет АПЛ К-391 «Братск» Тихоокеанского флота, вошедшая в его состав в 1990 году. С сентября 2014 года ожидавшая решения своей судьбы в Северодвинске на заводе «Звездочка».
Теперь Индия обязалась полностью оплатить ремонт и модернизацию «Братска». Как утверждают, теперь корабль, главный калибр которого прежде составлял российский ракетный комплекс морского базирования с крылатой ракетой стратегического назначения КС-122, запускаемой из торпедных аппаратов, будет переоборудован в носители облегченной версии сверхзвуковой крылатой ракеты BrahMos MA. Совместно разработанной усилиями российского «НПО машиностроения» и индийской Организации оборонных исследований и разработок.
А с учетом, что конструкторы обеих стран уже пообещали на базе BrahMos MA к 2028 году создать ее гиперзвуковой вариант, как раз к тому времени Индия в лице «Братска» может получить от нас весьма грозное флотское оружие.
Новости, аналитика и все самое важное о вооружении и военных конфликтах, — в военном обозрении «Свободной Прессы».